20
дек'22

Вероника, 5 лет: «Мой папа работает с рыбой в порту»

В декабрьском номере журнала FISHNEWS собеседником корреспондента стал директор отдела логистики компании «Нерей» Максим Рудой. В интервью он рассказал, как строится работа его отдела и почему доставка рыбы с порта до клиента — это очень сложная и многоуровневая система логистики.

Директор отдела логистики компании «Нерей» Максим Рудой: «Сложно объяснить ребенку, кто такой логист и чем он занимается. У меня трое детей, и пока они знают лишь, что их папа работает с рыбой в порту. Отчасти так оно и есть: все основные действия происходят именно там, и работа в порту — одна из основных, но далеко не единственных задач для команды компании «Нерей» при отправке рыбы клиенту. Немногие знают, какой сложный путь проходит она от вылова до стола. Мы же отвечаем за то, чтобы всё на этом пути было идеально».

— Максим Викторович, вы всегда знали, что будете работать в сфере логистики?

— Нет, я даже не думал о том, что свяжу свою жизнь с ней, однако в логистике я уже порядка 15 лет, в рыбной сфере — 8. Я закончил электромеханический факультет ДВВИМУ. Планировалось, что буду ходить в моря. Потом получил второе высшее образование в сфере экономики, прошел дополнительные курсы по логистике.

К моменту прихода в компанию я уже работал в сфере торговли и даже имел дело с производством рыбных консервов. Так что в «Нерей» я пришел с определенным багажом знаний, однако полноценно в «рыбу» окунулся впервые. Времени на раскачку не было. Руководство озвучило мне задачи и цели, которые необходимо было достичь. Тогда компания была не такая большая, как сейчас, но она активно развивалась благодаря генеральному директору Андрею Леонидовичу ЗАБУГЕ: улучшалось качество обслуживания и совершенствовалась работа с клиентами в целом. Росла и менялась команда «Нерея», хотя с некоторыми коллегами мы вместе начали этот путь и до сих пор его продолжаем. Сейчас штат логистического отдела насчитывает более 20 специалистов.

— Было сложно погружаться в новую для вас сферу?

— В каждом деле есть свои нюансы. Но, имея определенный логистический бэкграунд и тягу к знаниям, я смог успешно справиться с поставленными задачами. Всегда интересно открывать для себя что-то новое. Главное — стремиться к новым вершинам и проявлять инициативу, тогда всё получится.

Мое мнение: любое обучение пригодится в жизни. Все знания, которые я получил в прошлом, помогали мне. Экономическое образование дало навыки расчета себестоимости и перевозки, учеба в ДВВИМУ — практический опыт работы в море и знакомство с судами.

— Сильно ли изменились процессы внутри компании за эти восемь лет?

— Да, сильно. Если раньше все процессы в компании были настроены на удовлетворение потребностей крупных, оптовых клиентов, то сейчас вектор сместился к конечному потребителю — к переработчикам и сетям, у которых совершенно другие требования.

Изменилась и сама логистика. В первую очередь это касается внедрения информационных технологий. Если раньше все записи велись на бумаге, то сейчас появились технологии, позволяющие контролировать в реальном времени движение транспорта, товарные остатки, расписание погрузок и многое другое. Естественно, «Нерей» не отстает от трендов: 3–4 года назад мы установили у себя подобный программный комплекс.

— В чем заключается специфика работы отдела логистики?

— Мы предоставляем сервис, причем сервис очень высокого уровня. Наша задача — решить проблему клиента быстро и без заморочек. Он должен получить рыбу точно в срок по установленной изначально цене. Мы давно выстроили четкую систему, чтобы наши клиенты не нервничали и не переживали за качество и сохранность продукции, которую они приобрели.

Логистический отдел — это очень сложная, многоуровневая система. Мы ответственны за транспорт, склады, работу лаборатории. Тесно сотрудничаем не только с отделом продаж компании, ориентированным на работу с российскими регионами и странами СНГ, но и с отделом продаж ВЭД. Отправка рыбы на внешний рынок — дело непростое. Мы контролируем всю цепочку — от рыбака, который выловил рыбу, до водителя машины, которая перевезет товар через границу. Транспорт обязательно должен быть аккредитован зарубежными партнерами и состоять у них в реестрах. До погрузки мы тщательно проверяем каждый документ.

Люди думают, что логистика — это очень легко: заказал машину, погрузил товар, его привезли. На самом деле, всё сложнее, а с рыбопродукцией даже вдвойне. Рыба — товар скоропортящийся и требовательный. Если груз стоит на жаре хотя бы полчаса, то нарушается температурный режим — глазурь начинает таять, продукт заветривается. Естественно, и срок хранения тогда уменьшается в разы. Еще более чувствительны к температурному режиму морепродукты, такие как кальмар, гребешок, креветка.

Одна из основных «фишек» нашей компании — это ассортиментные погрузки. Еженедельно мы комплектуем машины для нескольких клиентов по 10–15 позиций сразу. А что такое погрузить 15 позиций в одну машину? Сначала надо забрать из нескольких портов товар. При этом важно понимать, что порт — это режимное предприятие, у которого свои регламенты и порядки. Необходимо заранее подготовить пропуска, свериться с расписанием и выстроить маршрут так, чтобы одна машина грузилась не в течение целой недели, за один-два дня. Все эти проблемы требуют огромных усилий и отдельного внимания, и решает их именно отдел логистики.

В этом году мы смогли закрыть проект, где в одно транспортное средство было загружено сразу 27 ассортиментных позиций. Уверен, что «Нерей» еще сможет закрепить свои успехи и преумножить их.

— Какие задачи вы решаете для клиента?

— Мы себя позиционируем как представителя клиента на Дальнем Востоке. «Нерей» позволяет покупателю не думать о товаре, полностью курируя его на всем пути следования. Единственная задача нашего клиента — получить красивую, качественную, соответствующую всем документам рыбу и работать с ней дальше. Логистам «Нерея» же остается всё остальное: осмотреть, оформить, погрузить и доставить.

Во время осмотра наши специалисты оценивают предлагаемую для покупки продукцию по нескольким критериям: например, количество глазури и размерный ряд. Если товар не соответствует заявленному качеству, то он сразу же отбраковывается. Также рыба проходит различные исследования в лаборатории «Нерея».

Еще мы организовываем оформление и проверку необходимых документов. На этом этапе происходит тесное сотрудничество с представителями Россельхознадзора, отдельное внимание уделяется работе с системой «Меркурий». Каждую партию рыбы осматривает наш специалист, проверяет ее сопроводительные документы, качественные удостоверения, сертификаты. И только если нас всё устраивает, мы предлагаем эту рыбу к реализации. Тщательная проверка необходима, так как любая ошибка в документации может доставить неприятности нашему клиенту, а подобные риски недопустимы.

После мы готовимся к погрузке рыбы. У нас есть штат тальманов, которые, как говорится, трудятся на передовой, точнее в порту. Они принимают груз круглосуточно: не важно, день или ночь, снег или дождь. Снова проверяют документы и качество товара и его упаковки. Некоторые компании не заботятся о сохранности продукта: загрузили быстро мешки, что-то случайно порвали, но всё равно отправили. Мы же всё делаем красиво. Проверяем контейнеры, машины, чтобы быть уверенными: рыба доедет в целости и сохранности.

Затем мы делаем подробнейший фотоотчет. В нем фиксируем этапы погрузки, снимаем саму рыбу, транспортное средство, делаем схему загрузки. Также прикладываем все сопроводительные документы, ветеринарные справки, качественные удостоверения и отправляем всё это клиенту: ему важно получить полный отчет о проделанной работе.

Но и на этом наша миссия не заканчивается. В процессе перевозки мы ежедневно отслеживаем местонахождение транспортного средства, и не важно — выходные или праздники. Через смс-уведомления мы информируем клиента о том, где сейчас находится его груз.

— Теперь, когда «Нерей» расширил свой автопарк, вся рыба доставляется мощностями компании?

— Несмотря на то, что у нашей компании есть большой парк новых современных рефрижераторных машин, не всегда его хватает. Учитывая объемы рыбопродукции и географию доставки, нам всё еще необходимо напрямую взаимодействовать с другими транспортными компаниями, с собственниками подвижного состава. Наши сотрудники занимаются ежедневным мониторингом транспортных услуг по России, чтобы предложить клиенту самые интересные и выгодные для него условия доставки. У «Нерея» есть система гарантий: мы четко соблюдаем оговоренные сроки и стоимость. Мы никогда не отходим от этих правил.

— Вы упомянули про смс-информирование клиента. Как именно работает эта система?

— Мы отправляем сообщения в течение всей работы с товаром. Отчитываемся о предполагаемых датах погрузки, присылаем фото груза, сопроводительные документы, информируем о местонахождении машины. Раньше компания эти данные предоставляли, когда об этом просили, сейчас же мы заботимся о клиенте, делаем наше сотрудничество максимально комфортным. У нас есть гарантии, чистейшая репутация и полная прозрачность. Для многих это очень важно, так как они переживают, что переведут деньги, а товар им так и не отправят. Мы же даем клиенту возможность в любой момент времени узнать, что происходит с его рыбой.

Если всё же возникают какие-то вопросы, то их решают с персональным менеджером, курирующим определенный регион. За каждым специалистом закреплены свои клиенты как из России, так и из-за рубежа.

— Ваша работа требует большой отдачи. Когда вы переступаете порог офиса компании, что дает вам стимул для развития и совершенствования в своей сфере?

— Я работаю не только когда прихожу в офис. Работа сопровождает меня постоянно. Круглосуточно решаются различные вопросы. Я не выключаю телефон после 18:00, мой рабочий день не заканчивается с уходом домой.

Мне нравится, что клиенты предпочитают нас другим компаниям. Особенно, когда они говорят: «Вот, “Нерей” привез! Красиво сделали свою работу, как и всегда!». Я чувствую гордость за свою компанию, за то, чем  занимаюсь. В такой команде, как «Нерей», появляется желание развиваться, улучшать что-то — совершенству ведь нет предела. И если клиент повторно к нам обращается, значит, свою работу «Нерей» действительно делает хорошо, красиво!

— А как происходит погружение в компанию новых сотрудников?

— Когда к нам приходят новые люди, мы, естественно, беседуем с ними, проводим коучинг. В первую очередь нужно донести, что «Нерей» — клиентоориентированная компания. Весь наш коллектив даже на подсознательном уровне ощущает, что мы являемся представителями наших заказчиков, что мы работаем для того, чтобы они остались довольны. Если я лично вижу, что сотрудник проявляет пренебрежение к своей работе или в общении с клиентом, тут же остро встает вопрос о соответствии человека занимаемой им должности. Такое отношение в «Нерее» недопустимо.

Помимо клиентоориентированности, мы также ценим в сотрудниках честность и открытость. «Нерей» показывает полную прозрачность своих действий клиенту и стремится завоевать его доверие. И, естественно, у человека должна быть активная жизненная позиция, стремление к развитию. Наша работа предполагает постоянное движение, новые связи, общение.

— Как «Нерей» повлиял на вашу жизнь?

— Я полюбил рыбу. Если раньше я ел ее пару раз в месяц, то сейчас в моем рационе она встречается намного чаще, через день точно. А еще я перепробовал множество, в том числе и непривычных, видов рыбы: макрурус, скумбрия, килька… Всего и не перечислить.

— Говорят, что любовь к рыбе надо прививать с детства. Как вы думаете, а возможно ли «приучить» взрослого мясоеда к рыбе?

— Конечно! Я — живой пример. В нашей компании среди сотрудников регулярно проводятся кулинарные конкурсы, мы делимся традиционными семейными и новыми оригинальными рецептами рыбных блюд, — так, мне кажется, я и полюбил рыбу. Думаю, что в этом деле готовка играет самую важную роль. В России, конечно, больше мясоедов, но нельзя полностью исключать из рациона рыбу. Она очень полезная и вкусная. И дальневосточная рыба в этом плане вне конкуренции.

 

Мне нравится, что клиенты предпочитают нас другим компаниям. Особенно, когда они говорят: «Вот, “Нерей” привез! Красиво сделали свою работу, как и всегда!». Я чувствую гордость за свою компанию, за то, чем занимаюсь.